На днях ученые Европы и США опубликовали список из 20 продуктов, помогающих продлить молодость. В числе лидеров — кофе.
А ведь нас долго убеждали, что это напиток, мягко говоря, неполезный. Где истина?
Медики
традиционно рекомендовали осторожно относиться к этому ароматному
стимулятору и допингу, считая его опасным для сердца и сосудов. Кроме
того, кофе способно вызывать зависимость сродни наркотической. В
принципе эти негативные эффекты никто не опроверг. Но последние 15 лет
ученые серьезно изучали этот напиток и «отмыли» черный кофе. Вот
открытия, сделанные ими недавно. Женщины после сорока, выпивающие не
менее 4 чашек кофе в день, на 40% реже заболевают раком груди. А если
они особенно предрасположены к этой болезни (им по наследству достался
особый ген BRCA1, делающий этот рак почти неизбежным), то 6 ежедневных
чашечек кофе сокращали риск ее развития в три раза. Кофе снижает риск
развития рака печени почти в два раза. Препятствует развитию рака кожи
и толстого кишечника, а у женщин еще и яичников, предотвращает развитие
диабета и болезни Паркинсона. Но все-таки поставить кофе в ряд
однозначно полезных продуктов вряд ли удастся. Самые ожесточенные споры
ведутся по двум проблемам: кофе и сердечно-сосудистая система и кофе и
беременность. Периодически появляются новости о том, что точка в этих
спорах поставлена: кофе не повышает давление, не способствует развитию
заболеваний сердца и не повышает риск выкидышей у беременных. Но не все
так просто. Главное — личность - Сейчас уже ясно,
что риск этих осложнений зависит от индивидуальной реакции на кофеин, —
говорит Александр Миллер, врач-диетолог и кандидат медицинских наук. -
У каждого из нас есть ген с крайне сложным названием CYP1A2. Он
кодирует синтез фермента, играющего важнейшую роль в обмене веществ.
Фермент участвует в синтезе холестерина и половых гормонов, разрушает
многие лекарства, канцерогены, токсические вещества и… кофеин. У одних
этот фермент бывает сильным, и он быстро разрушает кофеин, у других —
слабым, и он делает это медленно. Так вот у последних кофе все-таки
увеличивает риск инфарктов, а у беременных — выкидышей. Но нет худа без
добра! Обладателей медленного фермента кофе лучше защищает от рака. Вот
такой парадокс. Кофе — очень противоречивый напиток. Как узнать,
какой вариант фермента у вас? На Западе это просто: любой может купить
специальный диагностикум, потереть зубной щеткой за щекой, положить все
это в пробирку и отправить в лабораторию, оттуда пришлют результат и
рекомендации. Обладателям медленного фермента сообщат, что: * Умеренное потребление 200-300 мг кофеина (2-3 чашки кофе в день) увеличивает риск несмертельного инфаркта.
* Люди моложе 59 лет, выпивающие не менее 4 чашек в день, увеличивают
риск развития несмертельного инфаркта почти в 4 раза по сравнению с
теми, кто пьет по 1 чашке в день. * Женщины, выпивающие 2-3 чашки в день, увеличивают риск выкидышей и бесплодия. * Обладателям быстрого фермента сообщат, что 4 и более чашек кофе не увеличивают у них риск этих состояний. У
женщин гораздо чаще бывают медленные ферменты. И если они думают иметь
детей, то потребление кофе лучше ограничить. Ближе к 40 годам пейте
сколько хотите, если не подскочит давление. Это правило и для мужчин:
если кофе повышает давление, этот напиток не для вас. Очень медленно
разрушают кофеин женщины, принимающие гормоны, люди с больной печенью,
а также те, кто лечится парацетамолом (он есть в составе обезболивающих
и противопростудных лекарств). Кроме кофеина в кофе обнаружены
полезнейшие вещества — антиоксиданты. Как известно, они защищают нас от
заболеваний сердца, рака и старения. В США даже подсчитали, что кофе
является главным источником антиоксидантов в питании американцев: с ним
они получают почти треть этих веществ. |